Умение чувствовать время и иметь представление о пространственных связях – это так просто для обычного человека и так тяжело для детей с особенностями развития и главным образом для тех, кому уже поставлен тяжелый диагноз Ранний детский аутизм.

Понимание времени и наличие нормальной ориентации в пространстве у ребенка – это залог активного познания им мира и окружающей действительности. Отсутствие этого умения еще больше погружает ребенка-аутиста во внутренний мир, чем тормозит его развитие и угнетает интеллект. Но таких детей можно и нужно развивать, социализировать и по мере возможности – обучать. Но для этого, в первую очередь, их нужно научить правильно мыслить беспредметными образами, ощущать себя и свое тело, видеть и чувствовать окружающий мир.

Перед детскими психологами, психиатрами и коррекционными педагогами достаточно остро стоит проблема развития у детей дошкольного возраста с Ранним детским аутизмом (РДА) пространственно-временных связей и ориентации в окружающем мире. Особенностью этого диагноза являются стойкие нарушения ориентации во времени и пространстве, которые у многих аутичных детей выражены в грубой форме. Это делает трудным, а порой даже невозможным их обучение и социальную адаптацию. Именно поэтому всем родителям, столкнувшимся с проблемой раннего детского аутизма, рекомендуют как можно раньше начать работу со специалистами. Ранняя коррекция имеющихся проблем дает надежду на успешную адаптацию аутичных детей в нашем обществе, их обучение и самостоятельность во взрослой жизни.

Специалисты отмечают, что основной причиной нарушения пространственно-временных связей у детей дошкольного возраста с РДА является видение действительности фрагментами, без ее целостного понимания. Особенности РДА включают в себя отсутствие пространственно-временного представления, не только на психологическом, но и на физическом уровне. Аутичные дети не могут самостоятельно рассчитать количество шагов, которые им нужно сделать для того, чтобы, к примеру, выйти из комнаты. Они испытывают огромные трудности, когда им нужно разложить в определенном порядке картинки или правильно собрать детскую пирамидку. Из-за нарушенной ориентации в пространстве ребенок с РДА плохо осознает даже собственное тело. Этим и объясняются его привычки подолгу рассматривать собственные руки и нежелание смотреть на свое отражение в зеркале. Этому его нужно учить специально, почти насильно привлекая внимание малыша к положению его тела в тот или иной момент. Для этой цели можно использовать зеркала, расположенные на уровне его глаз. Это позволит заставить его обращать внимание на свое отражение.

Отдельных слов заслуживают занятия с аутичным ребенком за столом. Родителям детей, столкнувшихся с проблемой РДА, известно, как сложно заставить их малыша не то, что заниматься, но и просто посидеть более 3 минут за столом. Причиной этого служат все те же нарушения пространственной ориентации. Именно поэтому на поверхность стола рекомендуется нанести рабочую разметку. Она позволит малышу самостоятельно на ней ориентироваться и лучше понимать, что именно от него хотят.

Опытные специалисты, не один год работающие с аутичными детьми, рекомендуют, всю работу, касающуюся интенсивной коррекции ориентации в пространстве, разбить на 4 части:

  • Ощущение себя и всех частей своего тела;
  • Понимание мест расположения предметов по отношению к своему телу;
  • Понимание мест расположения предметов по отношению друг к другу;
  • Понимание времени и связывание его с определенными событиями.

Формировать у дошкольников, которым уже поставлен диагноз РДА, ориентацию в пространстве, следует поэтапно. Не закончив первый, нельзя переходить ко второму и т.д. В противном случае возможен риск появления искаженного восприятия, скорректировать которое будет еще сложнее.

В первую очередь, аутичных детей обучают понимать положение предметов и пользоваться предлогами «под» и «на».

Но втором этапе детей-аутистов обучают понимать положение находящихся на одной плоскости предметов по отношению друг к другу и пользоваться предлогами «около» и «рядом».

На третьем этапе ребенка уже можно обучать более сложным отношениям предметов в пространстве и словам – «справа», «слева», «сзади», «впереди», «между», «сбоку» и т.д.

Помочь в развитии пространственных представлений и отношений предметов может и одновременное улучшение тактильных ощущений. Специально для этой цели специалистами разработаны дидактические игры, позволяющие аутичному ребенку с помощью осязания величины, объема, температуры или положения предмета лучше закрепить пространственное представление. Созданы даже целые программы сенсорного интегрирования детей с РДА. В них входит – раскачивание на качелях или гамаках, прикосновение к различным поверхностям, ритмичные движения под музыку и пр. Все это будет способствовать развитию тактильно-зрительного представления об окружающем мире. Одним из главных элементов подобных программ является ползание аутичных детей в специальных туннелях. Это стимулирует их активность с желанием взаимодействовать.

Ранний детский аутизм характеризуется стойким нарушением и пространственной, и временной ориентации. У аутичных детей не развиваются такие понятия, как завтра, вчера или через час. Они живут только настоящим временем. В этом и состоят особенности их искаженного психического развития. Более того, у детей с РДА воспоминания о прошлом носят исключительно избирательный характер, а будущего, даже ближайшего, в их понимании просто не существует. Такие дети не могут ждать. Стоять в очереди или ожидать чего-то для них является каторгой, которая приносит им чуть ли не физические страдания, что существенно отравляет им жизнь. Искаженное восприятие времени, характерное для детей-аутистов, нуждается в немедленной коррекции, которую нужно начинать с раннего возраста. Аутичного ребенка постепенно нужно научить ждать, хорошо помнить прошлое, планировать будущее. Родителям потребуется много терпения для достижения успеха.

Не менее важной частью коррекционной работы с детьми-аутистами дошкольного возраста будет обучение их различать смену времени суток и другие временных характеристики, встречающиеся в нашей жизни. Их нужно научить понимать цикличность тех или иных событий, их непрерывность и смену одного другим. Но знания ими одних лишь названий этих временных событий будет недостаточно. Дети с РДА мыслят образами, поэтому различать время, которое никак не «опредметчено», для них очень сложно. Поэтому им нужно помочь ориентироваться на содержание того, что происходит в тех или иных отрезках времени. К примеру, ночью – мы спим, утром – собираемся в детский сад и т.д. Но для этого им нужно опираться либо на личный опыт, либо на действия окружающих их людей.

Особенности аутичного развития таковы, что ребенок не в состоянии сам установить причинно-следственные связи между происходящими в его жизни событиями. Помочь ему в этом может четкий распорядок дня, при котором одни события плавно сменяются другими. Это позволит снизить уровень тревожности, характерный для детей с РДА, и упорядочить их поведение.

Коррекционная работа, направленная на формирование временных представлений у детей с аутичными особенностями развития, должна быть направлена на решение следующих задач:

  • Обучение распознаванию времени суток;
  • Определение времени суток по внешним признакам (темно или светло);
  • Соотношение времени с суток с выполняемыми действиями;
  • Самостоятельное определение времени суток в данный момент;
  • Соотношение времени суток с тем, что изображено на картинке;
  • Самостоятельное соблюдение распорядка дня в соответствии с определенным временем суток.

Помочь в этой работе поможет создание так называемой видимости времени. Ведь аутичные дети зачастую плохо понимают речь, поэтому им требуется наглядное представление. То или иное время суток должен показывать определенный предмет. Как, к примеру, тарелка означает прием пищи, а кубики – начало игры. Для этого можно воспользоваться карточками. Но работать с ними должны все члены семьи. Как уже было упомянуто выше, детям-аутистам для снижения тревожности нужен четкий распорядок дня, привычку планирования своего дня они перенесут и во взрослую жизнь.

И, подытоживая вышесказанное, нужно отметить, что для эффективной коррекции по улучшению у ребенка с РДА пространственно-временной ориентации необходима комплексная работа профессиональных дефектологов и всех членов семьи. Только в этом случае появляется надежда на успех.

  • Чувство зависимости от партнера

    От куда берётся это чувство неразделенной любви, контроля партнера, чувство беспокойства без него и тд. Давайте разберёмся.… 

  • Мудрый и близорукий родитель

    Близорукий родитель всеми силами пытается оградить своего ребенка от окружающей действительности, делая невозможной его нормальную социализацию и адаптацию в обществе.… 

  • Все о ловушках зависимости и причинах попадания в них

    Все мы думаем, что у нас в этой жизни есть свой путь, который нам предначертан свыше. Но далеко не у всех получается этот путь найти. И годам этак к 50 это приводит к экзистенциальному кризису – ситуа… 

  • Нарциссическая личность

    Истории из жизни, рассказанные мне на приемах, дали четко понять, откуда в нашем обществе берутся нарциссические личности. Они являются результатом выстраиваемых много лет отношений в семье между роди… 

Книга
«Женщина высшего пилотажа»

Уже в продаже!

Подробнее

Подпишитесь на важные новости!

Архив писем