Многие родители очень гордятся тем фактом, что их дети отправляются в различные учебно-воспитательные заведения: детские сады и школы. Но в большинстве случаев у родителей при этом еще и возникают опасения на счет того, как пройдет адаптационный период у ребенка.
Обычно в этот момент взрослые мучаются вопросами: “Будет ли ему хорошо и комфортно?”, “А что если он начнет плакать?”, “А вдруг не сможет подружиться с остальными ребятами?” и т.д. В этой статье я хочу поговорить об особенностях детской адаптации в садах и школах.
Что подразумевается под словом “адаптация”?
С точки зрения психологии под понятием “адаптация” подразумевается естественный процесс встраивания личности непосредственно в окружающую среду с формированием четкой способности успешно и гармонично с ней взаимодействовать. Здесь важно учитывать тот факт, что ребенок в любом случае столкнется с тревогой (просто в некоторых случаях она будет меньше, в других — больше), потому что он знакомится с новой для него средой — местом, педагогическим составом, коллективом ребят из группы или класса. То есть, если упростить, можно сказать, что адаптация представляет собой встречу с Другим и налаживание с ним контакта.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что такой способ взаимодействия формируется уже в раннем детстве в формате отношений матери и ребенка. И от этого зависит способность к последующим адаптивным действиям, что наглядно можно отследить в ясельной группе, куда приводят малышей и где они впервые встречаются с незнакомой средой, оставаясь в ней. Вы увидите, что из 10, например, малышей, каждый будет реализовывать знакомство с Другим индивидуально. Кто-то займет место в углу, кто-то замрет на время, кто-то сразу пойдет на контакт, а другой ребенок будет плакать или откажется от еды, еще один — постарается быть ближе к воспитателю, так как образ взрослого будет ассоциироваться у него с образом матери, то есть чувством защищенности и безопасности.
Все это я говорю для того, чтобы Вы поняли, что процесс адаптации глубоко индивидуален, и он напрямую зависит от родительского умения подготовить ребенка к такому важному проявлению самостоятельности как пребывание в детском саду или школе, а также от умения разделить вместе с ним его чувства. К слову, среди них могут быть и злость, и обида, и гнев. Очень важно прожить вместе с ребенком эти чувства, чтобы дать ему понимание, что он не один и у него есть поддержка.
Рекомендация. Не передавайте собственные тревожные опасения детям! Наоборот: питайте их верой в то, что они справятся и смогут привыкнуть к новым условиям и обстановке именно тогда, когда будут к этому готовы. Не ругайте и не принуждайте ребенка как можно быстрее влиться в незнакомую среду — пусть он почувствует, что его никто не торопит и что он может адаптироваться в своем собственном личном ритме.
Если Вам понадобится помощь и поддержка психолога в этот момент, то я всегда готова и рада Вам помочь.