Все мы “родом из детства”, а это значит, что, даже становясь взрослым человеком, люди часто продолжают жить прошлыми идеалами и попытками соответствовать ожиданиям - родителей, учителей, взрослых вообще. Именно отсюда и растут корни “синдрома отличницы”, который подразумевает, что у человека есть стремление всегда и всё делать на “отлично”, то есть демонстрировать правильность, идеальность, исполнительность.

Развивается такой жизненный принцип, прежде всего, тогда, когда ребенка погружают в условия, в которых он должен быть неизменно лучше всех или, как минимум, одним из самых лучших. Учеба заканчивается, ребенок взрослеет, вступает во взрослую и самостоятельную жизнь, но продолжает пытаться доминировать в текущих жизненных условиях. И тогда происходит следующее: внутри себя личность очень болезненно будет воспринимать различие собственных представлений о себе и адекватной реальности.

Мотивацией синдрома выступает стремление неукоснительно соблюдать те требования, которые выдвигаются со стороны людей, стоящих выше по иерархии. Так формируется и вырастает послушный, исполнительный и легко управляемый, но чаще всего — глубоко несчастный человек.

Причины, по которым становятся «отличниками»:

  • Избежание наказания. Ребенок старается быть “удобным” и “идеальным”, чтобы таким образом избежать критики и физического воздействия со стороны родителей, а также отрицательного отношения преподавателей, отвержения сверстников, общественного порицания.
  • Получить поощрение.Желание обрести похвалу, получить родительскую любовь (!), закрепить симпатии, стать обладателем власти, почувствовать собственное превосходство над другими, заручиться поддержкой людей и т.д.
  • Стать “спасателем” для кого-то другого.Ребенок ставит перед собой задачу дать своим родителям массу поводов для гордости, чтобы таким образом компенсировать их нелюбовь, отвержение, конфликтность и даже зависимости (например, алкоголизм). Также часто такие дети хотят помочь учителю получить одобрение со стороны коллег или, например, могут продолжить семейную традицию в выборе профессии, даже если сами не ощущают призвания в этом профиле.

Особенно грустным для меня является тот факт, что основу “синдрома отличника” составляет упорство и кропотливый труд, но все это выполняется в УЩЕРБ прочим жизненным сферам.

Последствия для «отличника» в перспективе:

  • Необоснованно высокая требовательность к себе и, как следствие, к другим. Выглядит это приблизительно следующим образом: “Если я это могу, то и ты должен/можешь”. В первую очередь такой подход очевиден в отношениях внутри семьи и с близкими людьми.
  • Страх ошибок, которые не позволяют человеку жить полной жизнью и всегда иметь свободу выбора.
  • В случае даже малейших проступков — сильная критика и град упреков, которые могут быть адресованы как себе, так и в адрес других людей.
  • Явно просматриваемый перекос в личностном развитии — голова полна знаний, человек воспринимается окружающими как профессионал своего дела и высококлассный специалист, но эмоциональная сторона жизни обеднена и максимально сужена.
  • Неадекватная самооценка.
  • Перфекционизм, проявляющийся в постоянном контроле себя и других, в излишней трате времени и ресурсов на доведение всех процессов до совершенного состояния.
  • Необоснованные уступки — человек может принимать от других как данность то, что не является для него нормой, но при этом он не будет делать уверенные шаги в сторону прекращения подобных действий со стороны этих лиц.
  • Сложности в определении своих собственных, личных, индивидуальных потребностей, что приводит к подавленному внутреннему состоянию и неудовлетворенностью жизнью.

Хочу отметить, что со временем все вышеперечисленные признаки закрепляются как поведенческие паттерны и формируют то, что называется гордыней. Статистика показывает, что у женщин “синдром отличника” встречается чаще, чем у мужчин.Таким образом, человек-”отличник” занимает обычно или позицию Жертвы (если он путем собственной идеализации уходит от чего-то — критики, оценки и т.д.), или позицию Спасателя — делает все безупречно для других.

Если Вы сейчас узнали себя или кого-то из собственного окружения, то, возможно, Вам понадобится помощь психолога для того, чтобы уйти от рамок и долженствований, в которых Вы привыкли жить, или чтобы научиться заботиться о себе, проживая рядом с “отличником” либо находясь с ним в контакте.

  • Основные этапы сепарации с родителями

    Я уже писала о том, что представляет собой сепарация и почему так важно ее пройти, поэтому в этой статье хочу поговорить более конкретно об основных этапах данного процесса. Но прежде всего хочу отме… 

  • Процесс сепарации с родителями

    Каждый родитель рано или поздно сталкивается с тем, что его ребенок вдруг начинает отстаивать свои границы, интересы и права, делая это иногда в достаточно резкой форме, а то и вообще в виде бунта. Мн… 

  • Виды психологической помощи

    Сегодня я хочу затронуть тему разности видов психологической помощи, так как, на мой взгляд, об этом должен знать каждый, кто заинтересован в поддержке специалиста.… 

  • Психологические защиты

    Зигмунд Фрейд в 1984 году пришел к выводу, что психика человека на обстоятельства, которые для нее неприятны, реагирует использованием защитных механизмов. Хочу здесь отметить, что осознанными они не … 

Книга
«Женщина высшего пилотажа»

Уже в продаже!

Подробнее

Подпишитесь на важные новости!

Архив писем