Небольшая памятка кризисных периодов развития детей. Болезни у детей начинаются очень часто в кризис. Дети проходят определенные жизненные этапы и проходят кризисы, без которых совершенно невозможно представить развитие ребёнка.
Кризис — это вовсе не плохое понятие. Наоборот, только пережив тяжелое для себя время, ребенок может перейти на новую ступень развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет.
Первый кризис — это кризис рождения, мы все его проходим. У нас заселяется флора микробами, когда мы начинаем дышать другим способом, для новорождённых это большой кризис и здесь чтобы прожить кризис очень нужна мама, с её теплом и заботой, здесь важно грудное вскармливание и по требованию прикладывание. Главное, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал, переходя из одного вида существования к другому виду существования.
Следующий кризис годовалый. Когда ребёнок встаёт на ноги и начинает ходить, исследовать мир по-другому. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, которые возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Здесь нужно установить новые отношения с ребёнком, предоставить ему некоторую самостоятельность и свободу действий в допустимых пределах.
Следующий кризис трёх лет. Здесь происходит эмансипация, то есть отделение. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, это требует от близких своевременной перестройки. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают яркие кризисные явления. Негативизм — сделать все наоборот, упрямство, строптивость, ревность и обесценивание.
Следующий социальный кризис, когда ребёнок переходит из детского сада в школу и начинается социализация. У ребёнка происходит переоценка ценностей. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Кризис 13 лет — подростковый возраст, развивается сексуальность. Дальше начинаются взрослые кризисы. Как только ребёнок проживает кризис происходит скачок физического и эмоционального роста. Меняются привычки, характер.
Если родитель понимает, что сейчас ребёнок в кризисе, например, ребёнок в кризисе трёх лет, он все отрицает и родитель помогает ему в этом, не борется с ним, а наоборот его в этом поддерживает, то тогда ребёнку легче проживать кризисы. Именно от родителей зависит, как пройдут кризисные этапы в развитии ребенка и какие черты характера ребенок приобретет в результате развития.
Достаточно хороший эмоциональный контакт между родителями и ребенком — это залог того, что психическое развитие ребенка будет происходить должным образом. Только тогда образ заботящихся родителей прочно закрепляется во внутреннем мире ребенка. Это значит, что, когда ребенок вырастет и станет взрослым, у него будет стойкое ощущение того, что он достоин заботы, и, более того, такой человек будет способен сам о себе заботиться так, как это делали его родители: в нужном случае утешать, поддерживать, успокаивать, поощрять, доверять самому себе и своим ощущениям, и переживаниям.
Психосоматические больные дети и взрослые находятся в постоянном бессознательном поиске утешающей мамы, у них тоска по всемогущей и бесконечно любящей матери. Часто в этом неосознанном поиске роль говорящего и призывающего берет на себя тело, которое начинает болеть чтобы привлечь к себе заботу и внимание.