Родители иногда удивляются, почему их ребенок молчалив и тих, тогда как у кого-то другого такой активный, энергичный, разговорчивый малыш. Дело в том, что у каждого ребенка свой личный темперамент, который представляет собой врожденную характеристику и определяет реакции и поведение. Об этом и будет идти речь в данной статье.

4 основных типа темперамента

Прежде чем приступить к рассмотрению существующих видов темперамента, хочу отметить, что в абсолютно «чистом» виде они встречаются очень редко. В основном можно видеть в ребенке смешение нескольких (чаще всего — двух) вариантов.

Мой ребенок — сангвиник

Положительные личностные качества:

  • Громкая и быстрая речь;
  • Активное жестикулирование, выразительная мимика;
  • Живые глаза;
  • Жизнерадостный;
  • Дружелюбный;
  • Очень общительный;
  • Любимец в любой компании и заводила;
  • В каждой новой ситуации он быстро ориентируется;
  • Может и даже любит заниматься сразу несколькими делами;
  • Свободно вливается в новый коллектив;
  • У него всегда легко угадать текущее настроение или отношение к ситуации либо человеку;
  • Умеет преодолевать трудности.

Оборотная сторона сангвиника:

  • Отсутствие упорства — например, если у него что-то не получается, то ребенок отказывается продолжать это выполнять, т.е. такие дети загораются быстро, но точно также в короткий срок перегорают;
  • Очень живо реагируют на все новое, но зачастую их увлечения не являются стабильными и устойчивыми;
  • Легкомысленность;
  • Непостоянство;
  • Если такому ребенку что-то интересно, то он будет проявлять активность, но если интереса нет, то не станет этого скрывать и, например, на уроке может начать мешать учителю, отвлекать
  • Часто демонстрирует смену настроений;
  • Восприимчив к критике — может, допустим, расплакаться, получив одно замечание, но тут же забудет об этом, начав играть с одноклассниками (друзьями);
  • Ребенку сложно усидеть на одном месте, поэтому он часто вскакивает, много вертится, а на переменах непременно бегает. выплескивая накопившуюся за размеренный урок энергию.

На что обращать внимание при воспитании сангвиника?

Таким детям важно напоминать о том, какие обещания они давали и что их вообще-то желательно выполнять. Полезно формировать у ребенка устойчивость интересов и учить его тому, что если он что-то начал, то стоит попробовать довести это до конца. Отслеживайте то, как выполняются эти и другие задания, так как для сангвиников характерны небрежность и скороспешность, а этого допускать нельзя. И еще один момент: нужно стараться сформировать у ребенка стойкость привязанностей, так как часто у детей с таким преобладающим типом темперамента много знакомых, но практически нет друзей. Поэтому желательно, чтобы родители помогли им выстраивать длительные и комфортные отношения.

Кроме того, желательно не делать снисхождений по отношению к каким-либо мелким нарушениям правил, потому что отсутствие контроля и допуск поверхностного выполнения задач будет затруднять формирование ценных навыков и привычек. При всем при этом обращаю Ваше внимание на тот факт, что Вы не должны ограничивать активность, живость, энергичность ребенка-сангвиника, но сдерживать собственные импульсы его можно научить.

Мой ребенок — холерик

Положительные личностные качества:

  • Богатая мимика;
  • Быстро усваивает новую информацию;
  • Чаще всего у ребенка-холерика веселое и жизнерадостное настроение, но оно имеет тенденцию быстро меняться;
  • По натуре лидер и командир;
  • Быстро адаптируется в новых условиях;
  • Не любит ждать, хочет получить желаемое сразу;
  • Речь громкая, порывистая;
  • Быстрые и живые движения;
  • При возникающих трудностях не теряется и достаточно быстро их преодолевает.

Обратная сторона холерика:

  • Непоседливость;
  • Несдержанность;
  • Непослушание;
  • Вспыльчивость;
  • Суетливость;
  • Ребенок-холерик — вечный озорник и неутомимый задира;
  • Начатое до конца доводит редко, каждый раз переключаясь и хватаясь за новое;
  • Склонен конфликтовать с другими детьми;
  • Не любит сидеть долго на месте;
  • Может частенько отвечать невпопад учителю или родителям, потому что не успевает как следует подумать перед тем, как ответить, и делает это сразу;
  • Часто мечтает о похвале и любит игру на зрителя, на публику;
  • Быстро впадает в состояние раздражения.

Что важно при воспитании холерика?

Желательно большую активность ребенка направлять в положительное русло и занимать его каким-нибудь полезным делом. Рекомендуется развивать у ребенка такие личностные качества, как наблюдательность и внимание, а также учить его быть в каких-то ситуациях более настойчивым, а в каких-то более сдержанным. Желательно постепенно приучать ребенка к тому, чтобы выполнение любой задачи он видел как продуманное планирование действий. В этом контексте ребенка можно и нужно контролировать, чтобы он научился доводить начатое до конца.

Напоминаю, что холерики очень активны, поэтому не препятствуйте энергичности детей с этим типом темперамента и помогайте организовывать их жизнь так, чтобы им был комфортно и свободно. К слову, холерика почти всегда сложно укладывать спать, потому что он не может унять возбуждение и быстро расслабиться. Поэтому никогда не применяйте силовое воздействие к такому ребенку, просто учитывайте, что такова особенность его темперамента.

Мой ребенок — флегматик

Положительные личностные качества:

  • Спокойствие;
  • Невозмутимость;
  • Делает все медленно;
  • Речь спокойная, равномерная, без ярко выраженных эмоций и обилия жестов;
  • Рассудительность;
  • В школе любят точные науки вроде математики ;
  • Обычно дети-флегматики имеют упорный и стойкий характер;
  • Обладают высокой работоспособностью;
  • Навыки и знания даются им медленно, с трудом, но зато они остаются надолго;
  • Любят перечитывать понравившиеся страницы (моменты) в книгах, и они могут, например, на протяжении месяца слушать одну и ту же сказку в родительском исполнении;
  • Имеют постоянные привязанности среди друзей, одноклассников;
  • Добродушны и редко поддаются сильным эмоциям.

Обратная сторона холерика:

  • Вялость речи;
  • Скудный набор жестов;
  • Медленное обдумывание вопросов;
  • Чаще всего в школе успевают по одному или двум-трем предметам, остальные же не отличаются хорошей успеваемостью;
  • Часто ребенок-флегматик не вливается в общий ритм урока, отстает в выполнении заданий, ему не подходят задания на скорость.

На что обращать внимание при воспитании ребенка-флегматика?

Важно научить такого ребенка уметь контролировать себя, поэтому предлагайте ему задания с ограничением по времени, а также давайте возможность осуществлять различные виды деятельности. К тому же будут очень полезными игры и времяпровождение, носящие соревновательный характер.

Стоит бороться с флегматичностью детей, уводить их в сторону от равнодушия, инертности, медлительности, задавая постоянный активный темп работы и непременно формируя эмоциональное отношение к выполняемому виду деятельности. Не предъявляйте ребенку свое недовольство его “нерасторопностью”, не заставляйте сильно ускоряться, так как стоит уважать его природную расположенность к замедленному ритму. С другой стороны не надо делать из ребенка-флегматика “инвалида”, уберегая его от всего, что требует усилий. Так Вы только разовьете у него неуверенность в собственных силах и возможностях.

За даже самые маленькие “прорывы” ребенка стоит поощрить, похвалить, чтобы он фиксировался на положительных достижениях!

Маркерами того, что Вы на верном пути в воспитании станет появление следующих качеств и способностей у ребенка: самообладание, аккуратность, старательность, сосредоточенность, невозмутимость. Еще один важный критерий — выработка индивидуального стиля деятельности. Кроме того, рекомендуется уделить особое внимание физическому развитию флегматика: его можно отдать в спортивные секции (например, гимнастическую), а также в кружки, досуг которых подразумевает подвижные игры, коллективный труд, походы и т.д.

И главное — старайтесь социализировать ребенка, чтобы в дальнейшем он мог быстро вливаться в любой коллектив и не пугаться новых условий. Поэтому чаще давайте ему задания, требующие перемещения и контакта с другими людьми,а в частности — с детьми.

Мой ребенок — меланхолик

Положительные личностные качества:

  • Послушные;
  • Мягкие;
  • Застенчивые;
  • Речь обычно негромкая;
  • Дети с таким типом темперамента любят ухаживать за животными и растениями;
  • На занятиях ведут себя спокойно;
  • Усидчивы;
  • Отвечают на вопросы учителей не торопясь, медленно;
  • Им хорошо удаются письменные работы;
  • Домашние работы выполняются всегда аккуратно;
  • Отзывчивы и всегда готовы прийти на помощь;
  • Комфортно чувствуют себя в одиночестве;
  • Впечатлительны, благодаря чему при благоприятных обстоятельствах проявляют очевидные творческие наклонности и таланты.

Обратная сторона мел:

  • Робость;
  • Нерешительность;
  • Слабо развиты коммуникативные навыки;
  • С трудом вливаются в коллектив;
  • Стеснительность;
  • Погруженность в себя;
  • Тревожность;
  • Болезненно реагируют на оценку;
  • Мнительны и воспринимают любой пустяк как драму;
  • Выбирают позицию — быть «в тени»;
  • Теряются в конфликтных ситуациях;
  • Не любят быть перед публикой — например, отвечать у доски;
  • Если учитель делает такому ребенку замечание, то он потом будет долго по этому поводу переживать и сидеть подавленным;
  • Избегают общения, особенно — с малознакомыми людьми;
  • Имеют слабый тип нервной системы и поэтому достаточно быстро утомляются.

Что главное в контакте с ребенком-меланхоликом?

Старайтесь избегать в воспитании ребенка с темпераментом меланхолика критики, публичных замечаний, давления, крика и даже просто сильно повышенного голоса. Использование всего вышеперечисленного будет приводить к еще большей замкнутости. А Ваша цель — обратная: раскрепостить, дать поддержку, выявить таланты, которые зачастую ребенок скрывает, так как не знает, каким образом их предъявить. Именно меланхолики склонны в большей степени к быстрому появлению различных комплексов.

В качестве дополнительных работ для меланхолика прекрасно подойдут такие занятия, которые требуют терпения и усидчивости — например, рисование, конструктор, дизайн и т.д. Не забывайте, что у меланхоликов быстро истощается нервная система, поэтому утомляются они быстро. Приучайте ребенка к тому, чтобы он не боялся людей, чтобы его не пугал шум, чтобы он спокойно относился к новым знакомствам. Старайтесь расширять круг его общения. Не торопитесь, начните с одного сверстника, пусть ребенок попробует освоить формат доверительных отношений сначала с одним человеком. Потом уже, по достижению положительных результатов, можно будет увеличивать число новых друзей. Кроме того, меланхолики обладают хорошей внушаемостью, поэтому старайтесь не акцентировать много внимания на их недостатках, иначе это непременно закрепит личностную неуверенность в собственных силах и сформирует зажимы.

Стремитесь к тому, чтобы поддерживать яркие позитивные эмоции у детей и предлагайте им опираться на их сильные качества — эмпатию, способность сопереживать, готовность помочь. Обычно таким детям лучше всего дается самоутверждение в творческой сфере, и это важно учитывать в процессе работы — как воспитательной, так и коррекционной.

Теперь Вы знаете, какие типы детских темпераментов бывают, и данная статья поможет Вам лучше понять своего ребенка, а значит — выбрать правильный путь для его воспитания, уважая и учитывая личностные особенности.

  • Адаптационные сложности у детей в садах и школах

    Многие родители очень гордятся тем фактом, что их дети отправляются в различные учебно-воспитательные заведения: детские сады и школы. Но в большинстве случаев у родителей при этом еще и возникают опа… 

  • Как понять, что у меня "синдром отличницы"

    Все мы “родом из детства”, а это значит, что, даже становясь взрослым человеком, люди часто продолжают жить прошлыми идеалами и попытками соответствовать ожиданиям - родителей, учителей, взрослых вооб… 

  • Основные этапы сепарации с родителями

    Я уже писала о том, что представляет собой сепарация и почему так важно ее пройти, поэтому в этой статье хочу поговорить более конкретно об основных этапах данного процесса. Но прежде всего хочу отме… 

  • Процесс сепарации с родителями

    Каждый родитель рано или поздно сталкивается с тем, что его ребенок вдруг начинает отстаивать свои границы, интересы и права, делая это иногда в достаточно резкой форме, а то и вообще в виде бунта. Мн… 

Книга
«Женщина высшего пилотажа»

Уже в продаже!

Подробнее

Подпишитесь на важные новости!

Архив писем